Менеджер

Зачем нужны всевозможные менеджеры всяких разных звеньев, министерства и их аппарат? На первый взгляд, вся эта армия бюрократов совершенно лишняя, никому ненужная толпа кровососов, паразитов на теле общества, неспособных приносить никакой реальной пользы и производить никакого продукта.

Возьмем талантливого доктора. Нет, доктора трогать не будем, иначе статья может получиться излишне политизированной. Программистов — тоже, иначе статья будет слишком субъективной. Возьмем талантливого художника. Такого, как Чайковский. И не важно что на самом деле Чайковский был поэтом — для нашей с вами статьи это не играет совершенно никакой роли.

Так вот, Чайковский пишет картины. Он знает о картинах все — от того, как смешивать краски, где покупать и какие покупать кисти и холст до истории живописи: знает каждую нарисованную когда либо картину наизусть, свободно владеет всеми стилями и приемами, знает всех художников начиная от авторов наскальной живописи лично. В общем, он — профессионал. Талантливый.

Итак, что дальше? Может, конечно, он решает прожить всю свою жизнь в одиночестве и умирает, так и не передав искру своего мастерства потомкам. А может, его нанимает какая то компания или государство, чтобы он работал на него. Пускай он рисует картины по заказу богатых клиентов, а непрофильными вещами пусть занимаются другие люди, которым не нужно уметь рисовать. Конечно компании нужно получать деньги, платить налоги, искать новых клиентов, продавать картины, заниматься рекламой и покупать краски. С этим никто не будет спорить. Появляются бухгалтера, кассиры, продавцы, маркетологи, закупщики. Все они нужны и важны. Хотя, конечно, не так как Чайковский, но все же. И над всем этим должен стоять директор. Руководитель. Тот, кто принимает решения, не связанные непосредственно с живописью в тот момент, когда возникают спорные ситуации. И он нужен.

Чайковский, П.И.

Ну что ж, пока все хорошо. Чайковский рисует, продавцы продают. Что потом? Клиентов становится больше и Чайковский не справляется со всем объемом работ. Ему нужны помощники. Другие художники, пусть даже и не такие талантливые. Они нанимаются и Чайковский их обучает. Они рисуют заготовки, находят материалы, занимаются финальной обработкой и оформлением картин. Число которых растет изо дня в день. А следовательно нужно больше продавцов и закупщиков красок, больше бухгалтеров и маркетологов.

Да и заказы что? Клиенты-заказчики они то не так гениальны как Чайковский. В конечном итоге заказы начинают повторятся. Одна и та же картина нужна сотне человек. Или картины нужны попроще. Зачем напрягать Чайковского делать то, что он уже сделал или что может перерисовать не такой талантливый помощник? Пусть он только опишет процесс, как рисовать картину, какие краски когда использовать… Да, процесс… Это ключевое слово. Момент истины. Процесс не организации работы художника, закупки-продажи картин-материалов, которые нужны Чайковскому, а процесс создания картины. Вместо Чайковского.

И тут уже происходит усложнение сложившейся простой и понятной картины мира. Художник, который перерисовывает картины — он не такой талантливый. Может и ошибиться, взять не ту краску или неправильную кисть и картины не получится, во всяком случае, такой же как у Чайковского. Что ж делать? Найти человека, который поможет художнику с этими вещами. Да, пусть он сам не художник, пусть не умеет рисовать вообще. Этого от него и не требуется. Пусть бы подавал необходимые кисти и краски, следил чтобы все шло по описанному Чайковским процессу — все меньше шансов ошибиться.

И в этой схеме, где всю основную работу, где конечный продукт, картину, производит художник, появляется новый человек. Много времени чтобы подавать кисти и краски одному художнику ему не нужно и он начинает подавать эти краски другим художникам. И происходит метаморфоза. Загадочная, необъяснимая, чудовищная в своей глупости. Этот человек среднего ума трансформируется (в глазах других) из вспомогательного материала в создателя продукта, менеджера среднего звена. Да, он все еще ничего не производит. Может, разве что, кроме планов и диаграмм того, насколько успешно и хорошо работают художники. Но он поворачивает дело такой стороной, что создается впечатление, что это он создает картины. Что только благодаря ему художник рисуют. И что убери его — художник не сможет ничего.

Его значимость становится выше той, что есть у художника, он становится звеном между заказчиками, владельцами компании и художником. Теперь он говорит художнику, что тому рисовать. Он объясняет начальству, почему та или иная картина заняла так долго. Менеджер решает, кого из художников уволить, а кого оставить. Кому повысить зарплату, а кому — наоборот. Какие материалы покупать, а какие — нет. К чему это ведет? Да ни к чему хорошему… Появляются слабые художники, неспособные рисовать сами, сильные же начинают цениться намного ниже, чем того заслуживают, да и картины получаются не особо…

При этом происходит смена системы ценностей — люди начинают стремиться в менеджеры, желая заработать больше денег, некоторые не особо одаренные художники тоже стремятся на эту позицию и из этого тоже ничего хорошего не получается. Бывают и более интересные случаи, когда руководство решает, что менеджер — он и в Африке менеджер и для того, чтобы управлять художниками нужен управлятель, а не художник и нанимают человека, который раньше работал со строителями. Да еще хорошо если со строителями, а не с чем то смежным, типа фотографии — строитель скорее всего в дела художников лезть не будет, если он умный, фотограф же художников заставит фотографии рисовать!

В общем, абсурд крепчает. И сильнее всего такая картина видна в крупных компаниях. Чем крупнее — тем больше менеджеров. Появляются менеджеры менеджеров. Государство? Вообще отлично — тут можно наращивать аппарат просто до бесконечности. Бюрократический процесс растет как на дрожжах. Порой художнику нужно добыть несколько письменных разрешений разных менеджеров, чтобы получить новую кисточку, потому что от старой осталась только палка…

Что ж, таков наш мир. И с этим ничего не поделать, все же, как ни крути, менеджеры — они нужны. Только доводить до безумия бюрократию не нужно и роль у менеджеров должна быть другая — не управленческая, а вспомогательная. Типа секретаря. Для художника.

Categories: Поток Мыслей Tags:
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.